суббота, 23 июля 2016 г.

Двойное убийство в Харькове. Часть 5. Предварительное следствие

Следствие не утруждало себя формированием и проверкой альтернативных версий происшедшего. В принципе направление дальнейших действий было предопределено оперативным «неформальным» арестом парней. Интересно, что с 8-00 утра до 15-00 воскресенья на месте происшествия побывало все руководство райотдела милиции и прокуратуры. Все начальники  «принимали участие, руководили» и «давали советы». Но никто не помнит, кто же конкретно распорядился задержать парней «без оформления» и провести с ними определенные беседы в кругу «четыре на одного», а также произвести обыски в их квартирах без санкции суда. Никто не помнит, почему доставленные в райотдел Сергей и его товарищ не были зарегистрированы, а "засветились" только после оформления официального задержания.
 При этом на проведение первоначальных следственных действий был поставлен дежурный следователь, едва ли не самый молодой и неопытный в райотделе. Тот, например, подробнейшим образом описал содержимое банок с консервацией на кухне и в комнате, но не удосужился также подробно описать ложе трупов, обильные кровавые пятна в пространстве рядом с трупами. Даже составлять схему места происшествия оказалось ненужным. Хотя в квартире через пару часов появились родственники, которые хорошо знали обстановку и вещи в ней, следователь не посчитал необходимым выяснить, не пропали ли из квартиры  деньги, документы или иные ценные вещи. Тем более это стоило бы сделать с оглядкой на то, что изначальная и неизменная версия обвинения утверждает: Сергей имитировал в квартире ограбление и специально разбросал по квартире все вещи.
Изъятые из квартиры предметы и следовой материал не были осмотрены, описаны и идентифицированы, как того требует криминалистическая техника (в последующем будет видно, к чему это привело).
Параллельно осмотру места происшествия осуществлялся поквартирный опрос соседей. Территория, и в первую очередь дорога от дома погибших к дому Сергея, исследовалась с применением служебных собак.
«Задержанные» парни с утра и до вечера находились «в распоряжении» сотрудников милиции, в наручниках, без адвокатов, без какой-либо возможности общения с внешним миром.

После получения желанной явки с повинной для следствия все очень упростилось. Сразу же был «организован» защитник из недавних следователей этого же райотдела. Сергей был официально задержан и допрошен в качестве подозреваемого в присутствии этого защитника. Допрос был построен в форме вопрос-ответ (свободных показаний нет). На копии видеозаписи неизвестного происхождения зафиксировано как следователь без остановки задает вопросы (а по сути в вопросах формулирует ответы) и получает утвердительные ответы от подозреваемого. При этом ни вопросы, ни ответы не записываются, они просто непрерывным потоком воспроизводятся что называется «на камеру». Замечательно, что имея явку с повинной, следователь даже не пытается выяснить у того, кто эту явку написал, каким именно ножом/ножами он совершил убийство, как выглядит этот нож, выдал или готов ли он выдать этот нож/ножи; как он избавился от одежды/обуви со следами крови (Сергей в признательных показаниях говорил, что крови на нем не было вообще, только на руках, которые он вымыл). Естественно, что среди целей допроса у следователя не значилась проверка версии самооговора.
Далее был следственный эксперимент и допрос обвиняемого. После этого все оставшееся время следствия было затрачено исключительно на проведение экспертиз. Например, за два дня 1-го и 2-го декабря следователем было назначено 30 различных экспертиз. Экспертизы в деле призваны быть основным фактором объективности следствия. Насколько они выполняют эту функцию, с конкретными многочисленными примерами. мы будем говорить позднее. 
Видео первого допроса Сергея здесь

В продолжении: Доказательства обвинения

Комментариев нет:

Отправить комментарий