вторник, 9 августа 2016 г.

Двойное убийство в Харькове. Часть 14. Проблема статистических показателей и доступности данных статистики

В публикации Части 13 мы говорили о том, как всеукраинская компания по созданию позитивных статистических показателей о содержащихся под стражей граждан более шести месяцев, повлияла на ход процесса и вынесение второго приговора. Мы также высказали мнение, что второй приговор – это классический пример заведомо неправосудного решения. На стадии второй апелляции, для обоснования «внепроцессуальных» мотивов судебной коллегии при вынесении этого приговора, мы попытались получить официальные статистические данные о количестве лиц, содержащихся под стражей более 2,5 лет и числящихся за судами г. Харькова по состоянию на 01.07.2013 и на 30.09.2013 года. Это нужно было для того, чтобы проследить динамику показателя в период до и после вынесения и сравнить показатели Орджоникидзевского суда с другими судами Харькова.
В тот период времени проще было получить информацию на запрос по ЗУ «О доступе к публичной информации», чем на адвокатский запрос, поэтому обращения делались не адвокатом, а простым гражданином – в судебную администрацию и в апелляционный суд. Казалось бы, информация о превышении разумных сроков рассмотрения судебных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей, очевидно является общественно значимой (а значит такой, что не может скрываться от общества). И если государство следит за случаями, когда человек без приговора «сидит» больше 6-ти месяцев, то, тем более, оно должно следить за теми случаями, где люди без приговора «сидят» годами. Однако, это предположение оказалось достаточно наивным.
На уровне Харькова (и территориальное управление ГСА, и апелляционный суд) упорно отказывались давать информацию. Сначала Харьковская ГСА указала, что запрашиваемая информация принадлежит судам и именно у них надо ее запрашивать. Апелляционный суд указывал, что это информация служебная. После жалоб в Киев (ГСА и ВССУ), в Харькове «сошлись» на мнении, что запрашиваемой информации не могут дать, так как ее нет в статистических формах. В том числе об этом в ответе на запрос указал и зам. председателя Орджоникидзевского суда (тот самый, что вынес приговор).

Ниже показаны некоторые из ответов



И только после повторных жалоб в Киев и подачи иска в административный суд по факту незаконного отказа в доступе к публичной информации, информацию дали, но не в разрезе «более 2,5 лет», а в разрезе «более 6-ти месяцев.

В итоге была подготовлена аналитическая справка, использованная в апелляционном процессе:
Из справки видно, что Орджоникидзевский суд более «принципиален» в отношении сроков рассмотрения дел, его показатели лучше, чем в других судах города. И реакция на «компанию» по улучшению показателей у этого суда (вместе с Фрунзенским) была более резкой. Очевидно, что все суды города отреагировали на показательную кампанию по указке "сверху", и реакция была внушительной - снижение показателей на 40 процентов всего за один квартал. Но Орджоникидзевский и Фрунзенский районные суды на общем фоне были в два раза "усерднее" - их показатели снижения превысили 80 процентов. 
С учетом этих данных и того факта, что председательствовал в коллегии судья, являющийся заместителем председателя и исполнявший обязанности председателя суда, то есть лицо, прямо заинтересованное в административных показателях суда, мы настаивали на том, что при вынесении приговора значительную роль играли «внепроцессуальные» мотивы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий